Людвиг Мис ван дер Роэ считал, что придумывать кресла — задача неблагодарная, проще создать небоскреб, чем кресло. И все же его «Барселона» удалась: в ней переплелись мода, удобство и философия Баухаус. Это самое узнаваемое, дорогое и обласканное любовью дизайнеров кресло начала прошлого века. Посмотрим на него внимательнее.
Как и зачем создавалось кресло «Барселона»
«Кресло очень сложный объект. Каждый, кто когда-нибудь пробовал создать кресло знает, что есть бесконечно много возможностей и множество задач — кресло должно быть легким, крепким, удобным», — эта фраза дизайнера стара крылатой. И все же ему удалось. «Барселона» была придумана в 1929 году Людвигом Мис ван дер Роэ и Лилли Рейхом специально для выставки в одноименном городе.
Кресло выставлялось в павильоне, где были запланированы и другие объекты школы Баухаус. Все они были максимально простыми, функциональными и удобными в использовании. Таковы основные принципы школы. Первоначально «Барселона» создавалась как один из объектов в галерее, на него не примерялась роль будущей иконы. Но именно оно в итоге принесло своим авторам мировую известность и стало культовым предметом дизайна начала века.
Особенности дизайна и конструкции
«Барселону» и сегодня активно используют в оформлении интерьеров. Удивительно, но за более чем 80 лет жизни «старушка» почти не изменилась. Конструкция кресла представляет собой два квадрата, скрепленных между собой несколькими кривыми линиями ножек. Эти ножки, напоминающие по виду ножницы, автор создал, вдохновившись античными курульными креслами, которые часто использовались в интерьерах Древнего Рима.
Спинку и сиденье дополнительно поддерживает металлический каркас и ремни. Это сменные детали, как и подушки на сиденье и спинке. Первоначально кресло делали на каркасе, скрепляемом болтами, впоследствии эта практика сошла на нет с появлением технологии бесшовной сварки. Свиная кожа, которую использовали для обивки, уступила место более мягкой и нежной телячьей. Пожалуй, это все изменения за почти век существования.
Концепция и философия
Несмотря на то, что кресло «Барселона» это образец дизайна в стиле Баухаус, оно спорит с основной концепцией школы. Хорошо продуманная, функциональная и лаконичная мебель для «простого человека», которая создавалась в эпоху Баухауса, не совсем то, что представляет собой «Барселона».
Это кресло скорее для аристократии, собственно, именно так его и представили на выставке, для которой «Барселона» была разработана. Именно поэтому в процессе сборки кресла требуется много ручного труда, несмотря на то, что его можно было заменить машинным. На выставке ожидалась королевская семья, и Мис ван дер Роэ хотел создать что-то по-настоящему элегантное и отличающееся от всей остальной мебели на выставке. Кстати, на выставке мебели больше не было, и в павильоне свободной планировки (новаторское решение Мис ван дер Роэ, который занимался проектированием) кресло «Барселона» стояло в гордом одиночестве.
Особенность кресла такова, что при взгляде на него кажется, что «Барселона» была всегда. Это одна из самых знаковых конструкций, разработанных в 20 веке, а сегодня — бархатная классика дизайна.